ТЯГУН  

В ряде не только открытых, но и защищенных портов, расположенных у приглубых берегов океанов и морей, наблюдаются резонансные волновые колебания воды, вызывающие циклические горизонтальные движения судов, стоящих у причала. Период колебаний при этом составляет от 30 с до 4 мин., а горизонтальные перемещения - около 2-4 м. В черноморских портах (Туапсе, Поти, Батуми) это явление называют тягуном, в портах Бискайского залива (Сан-Себастьян и др.) - ресака.
Тягун приводит к удару судов о причал или друг о друга, повреждению судов и причалов, обрыву швартовых и нарушению погрузо-разгрузочных операций. Для избежания возможных аварий суда выводятся на внешний рейд, а для полного исключения этого явления необходимо строительство портовых бассейнов особой конфигурации и применение специально подобранной системы швартовых.
Причина тягуна окончательно не выяснена. Существует ряд гипотез о его возникновении. Одни исследователи считают, что тягун представляет собой двойной резонанс: резонанс проникающих в порт длинных волн с колебаниями масс воды в порту и резонанс последних с колебаниями пришвартованного судна.
Другие исследователи высказывают мнение о том, что тягун возникает в том случае, когда период огибающей группы коротко-периодных волн совпадает или кратен периоду собственных колебаний пришвартованного судна. Только окончательно выяснив причину тягуна, можно будет разработать систему волноломов и причалов определенной конфигурации, при которой это явление возникать не будет.


НА ГЛАВНУЮ

Хостинг от uCoz